Стеклянные бутыли - бутылки для домашнего виноделия, браги, декоративные и в оплетке для вина.

Основные понятия по профориентации


Профессией объединены все люди, занятые данным видом труда. Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.

Другой смысл слова "профессия" - "система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку". Говорят: "Он овладел профессией", "У него есть профессия".

Профессией также называют разновидность деятельности (то же, что и работа).

Наконец, профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.

Есть еще понятие "специальность". По значению оно близко к понятию "профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Например, нет учителя "учителя вообще". Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач - педиатр, хирург, стоматолог..., юрист - адвокат, прокурор, нотариус..., слесарь - слесарь

аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик и т.д.

При выборе вуза или колледжа Вы столкнетесь с терминами "направление и специальность образования".

Специальность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Вы можете встретить также термины "группа специальностей", а также "область знаний" - принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

Квалификация - это уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности. Квалификация в дальнейшем определяет минимальную зарплату (если Вы собираетесь работать по специальности, да еще и в государственном учреждении).

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

Должность - это совокупность возлагаемых на Вас трудовых задач (функций, обязанностей), а трудовой пост включает в себя все - и цель, и средства, и условия труда - все, что характеризует конкретную должность в конкретной организации.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6.Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Как выбрать профессию

Можно сформулировать три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная Вами профессия:

-чтобы она была интересной;

·-чтобы профессия соответствовала Вашим возможностям;

·-чтобы можно было найти работу по специальности.

Один из самых существенных мотивов, по которому люди выбирают себе профессию, - это интерес к ее содержанию. Если человеку нравится содержание труда, он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.

Среди причин выбора профессии крайне важной является возможность трудоустройства. Когда человек выбирает себе профессию первый раз, он, к сожалению, не всегда задумывается над тем, легко ли будет найти себе работу по этой специальности. Гарантировать трудоустройство может только спрос работодателей на представителей той или иной профессии. А этот спрос может и изменяться.

Наконец, существует еще одна не менее веская причина выбирать себе ту или другую профессию. Это Ваши профессиональные возможности. Странно, но люди, оказывается, склонны забывать, что они МОГУТ делать. Гораздо чаще они вспоминают о том, чего они делать не могут. Во всяком случае, собственные профессиональные возможности редко осознаются человеком при выборе профессии. А ведь профессиональная пригодность - это один из трех важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора.

Выбор профессии удачен тогда, когда работа доставляет человеку удовлетворение, соответствует его интересам и способностям, его психиче­ским особенностям, знаниям, умениям и состоянию здоровья. Коротко, формула успешного выбора профессии выражается тремя словами «Хочу», «Могу», «Надо».

Ошибки при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей, и т.д.

2. Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться, но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности молодежи. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайтесь на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем отличаетесь от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), то Вам эта профессия может не понравиться (Вы ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что Вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Опасно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность физика - это не значит, что нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. Например, журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык") может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имейте в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность).

7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и, прежде всего, в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. Например, компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности - вплоть до животноводства.

8. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относитесь критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой Вы.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце, и т.д. Однако не воспринимайте инструкции буквально, лучше даже, если Вы творчески подойдете к делу и разработаете для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Правила выбора профессии

При решении проблемы "кем быть" рекомендуется воспользоватьсяследующими правилами:

1. Составьте список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составьте перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

·- выбираемая профессия и будущий род занятий;

·- выбираемая профессия и жизненные ценности;

·- выбираемая профессия и жизненные цели;

·- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

·- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

·- желательный уровень профессиональной подготовки;

·- выбираемая профессия и мои склонности и способности;

·- желательные содержание, характер и условия работы.

3.Определите значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4.Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли Ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитайте и проанализируйте результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверьте результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определите основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном учреждении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Типы профессий

Необходимость адекватного профессионального выбора ставит вопрос о классификации профессий. Можно распределить профессии по такому признаку, как первая буква названия. Но пользоваться такой классификации будет не совсем удобно, т.к. для того, чтобы выбрать профессию по алфавиту, надо, прежде всего каким-то образом узнать ее название. Например, кто-то любит рисовать и хочет заниматься трудом, где эти навыки пригодятся. Но в одном производстве - текстильном - такая профессия называется копировщик рисунков, а в полиграфии - ретушер, в художественных промыслах - инкрустатор. Вот и сгруппируй их по первой группе названия.

Можно распределить профессии по признаку отрасли - получится экономическая классификация, удобная для руководителей предприятий, но к личным качествам, интересам, способностям примерить отрасль промышленности целиком невозможно, примерить можно только профессию. Поэтому важно иметь классификацию, построенную не по отраслевым признакам, а по признакам, идущим от человека, которую было бы удобно "примерить" к группировке личных качеств, складу индивидуальности.

Когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов. В действительности, это очень грубое деление. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

"Человек-природа»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

"Человек-техника»

Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

·- профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

·- профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.

·- профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;

·- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

·- профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

·- профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

·- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

·- профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

·- профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

"Человек-человек"

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

·- профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

·- профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

·- профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

·- профессии, связанные с информационным обслуживанием;

·- профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

·- профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

·- устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

·- потребность в общении,

·- способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

·- умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

·- умение находить общий язык с разными людьми.

"Человек-знаковая система"

Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

·- профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,

·- профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,

·- профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

"Человек-художественный образ"

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают:

·- профессии, связанные с изобразительной деятельностью,

·- профессии, связанные с музыкальной деятельностью,

·- профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,

·- профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек - художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

Несколько советов по поводу принятия решения о выборе профессии

1. Жизнь предлагает Вам множество вариантов профессиональной карьеры.

Но некоторые люди торопливо, как следует не подумав, видят только один вариант, а остальные сходу отбрасывают: "Это не для меня!" И в результате оказываются без выбора.

2. Выбирая, всегда проясняйте для себя как достоинства, так и недостатки каждого варианта.

3. Если Вы стоите перед разными вариантами карьеры не поленитесь проверить последствия каждого выбора. Последствия ближние (чем вариант обернется через 1-3 года) и последствия дальние (через 10-15 лет).

4. Выбирая из нескольких вариантов профессий, полезно очень тщательно взвешивать все за и против каждого варианта. Иначе - прогорите.

5. Спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. И слушайте, слушайте, слушайте. Чем больше Вы будете расспрашивать своих друзей, учителей, родственников, школьного психолога, психолога - профконсультанта, тем яснее поймете, чего Вы хотите, и что можете получить.

6. Не бойтесь ошибиться при выборе профессии. У Вас будет возможность поменять ее. Вам даже придется менять ее на протяжении жизни - и не один раз. Правда, за ошибку придется заплатить - потерей темпа движения, хотя бы временным отставанием от своих сверстников.

"Если не знаете что делать, - сделайте шаг вперед".

Шагнете и попадете в то место, где все немного понятнее.

Ваш успех во многом будет зависеть от правильного планирования времени на учебу, дополнительные занятия, самостоятельную подготовку.